Классицизм. Через тернии к форме

44 Просмотры
Издатель
Классицизм одинаково удачно обслуживал как идеалы французской революции, так и имперские амбиции Наполеона. Уже эта его универсальность красноречива, ведь она является результатом четко выработанной нормы.

Классицизм одержим идеей формы. Он искал ясную пластическую метафору для выражения абстрактных понятий: долг, честь, жертвенность, скорбь и.т.д. Отточенные формы быстро становились расхожими, путешествуя из картины в картину. Этот стиль стремился закрепить определённый стандарт ясности и умеренности во всем, начиная с архитектуры и заканчивая подсвечниками. Желание упорядочить действительность было свойственно как античности, так и Ренессансу. Протагонистами такой концепции можно считать барокко или романтизм, выступающие с позиции «от обратного». И если барокко был ответом на эпоху Возрождения, то романтизм - реакция на эпоху классицизма.

Государственная патетика, свойственная последнему, получила ответ в романтическом культе свободной личности с собственным миром чувств. К сожалению, ясность и стройность классического языка, так резонировавшая, в своё время, с духом эпохи стала скатываться в ходульные формулы, лишенные пластической энергии. Культ нормы дал серьезный сбой. Однако, распавшись, эта система увела за собой большой стиль. Ни романтики, ни реалисты не могли претендовать на всеобъемлющую стилевую концепцию. Ведь то, что хорошо в литературе и живописи, часто гибельно для архитектуры и пластики. И началось время поиска Большого Стиля. Забавно, что когда время не сможет к нему прийти естественным путём, ему придётся его создать. И этот стиль получит название модерн. Но это будет уже другая история.

Instagram:

Лекция "Античность в русской скульптуре рубежа 19-20 веков":
Категория
Русская литература
Комментариев нет.